Об автоматизации «Под ключ»

Автор: Николай Лисин, ИТРП

Еще не так давно многие заказчики и интеграторы употребляли термин «автоматизация под ключ». Наше мнение — говорить о полном (т.е. абсолютном) завершении блока управления и учета некорректно, т.к. автоматизированная система является динамически развивающейся. Требования заказчика к системе есть функция от времени. Требования, сформулированные заказчиком в определенный момент времени, могут корректироваться заказчиком впоследствии бесконечное количество раз при эксплуатации системы — при переосмыслении (дополнении) им целей и задач, изменении законодательства и пр.

Единственный возможный критерий целевого состояния «под ключ» — отсутствие замечаний к системе у Заказчика. С другой стороны, отсутствие замечаний у заказчика к системе в некоторый данный момент времени вовсе не означает, что система в данном состоянии удовлетворяет всем требованиям Заказчика — иначе говоря, на данный момент времени заказчик имеет то, что хотел получить. Отсюда прямо следует, что определение такого целевого состояния не в интересах заказчика. Степень прозрачности полученной системы для заказчика невелика — сможет ли он определиться с решением — готова система «под ключ» или нет? Практика показывает, что как правило, заказчик затрудняется с оценкой результата.

Предварительная оценка заказчиком результата и выдача исполнителю основной массы требований по доработке происходит во время опытной эксплуатации, остальные требования заказчик выдает исполнителю в течение нескольких лет, практически — на протяжении всей жизни системы. Если система спроектирована и сделана изначально качественно, то объем работ по доработке системы в единицу времени быстро снижается в процессе промышленной эксплуатации.

Целевое состояние «под ключ» означает некий абсолютный результат, который полностью удовлетворяет заказчика. Т.е. в будущем систему дорабатывать не потребуется. В таком случае заказчик должен осознать, что если он признает свою возможность определить это состояние системы — значит, он берет на себя ответственность за то, что в будущем систему дорабатывать не придется. Ответственность за то, что в будущем заказчик не вправе дополнить цели и задачи, за то, что система не будет развиваться.

Практика нашей фирмы, а также других фирм (в т.ч. зарубежных), работающих в области информационных технологий, показывает, что если предметом договора определяется целевое состояние «под ключ» — сроки договора не соблюдаются, т.к. заказчик, как правило, не берет на себя ответственность за определение этого состояния.

Определение целевого состояния системы «под ключ» позволяет заказчику затягивать с оценкой результата, формулируя все новые и новые требования по доработке системы в процессе оценки результата доработок по ранее выдвинутым требованиям.

Делается это следующим образом. В процессе оценки заказчиком результата работы «А» (этот процесс занимает некоторое разумное время — заказчик обнаруживает необходимость доработки в выполненной работе «В», исполнитель начинает эту доработку). На тот момент, когда результат работы «А» будет оценен, заказчик будет занят процессом оценки результата уже работы «В». И так далее.

Таким образом, целевое состояние, при котором замечания заказчика отсутствуют, не достигается в силу объективных причин. Это позволяет заказчику совершенно обоснованно не принимать результат работы по договору и снимает ответственность с конкретных представителей заказчика за приемку работ.

В то время, когда система на 95% работает и удовлетворяет потребностям заказчика — работы исполнителя не будут приняты и оплачены.

Итак, целевое состояние, которое может преследовать заказчик, требуя сдачу системы «под ключ»:

  • Система удовлетворяет требованиям заказчика на 95%, используется заказчиком практически в промышленной эксплуатации;

  • Работа по договору не принята, следовательно, не оплачена. Расходы заказчика минимальны.
  • Конкретные представители заказчика не несут ответственность за приемку работ, т.к. работы не приняты.
  • Исполнитель бесплатно, в течение неограниченного времени, занимается внесением изменений в систему в соответствие с очередными требованиями заказчика, которые созревают у последнего в процессе эксплуатации системы. Т.е. фактически занимается сопровождением системы.

В заключение приведем несколько интересных цитат из статей по автоматизации (не нашего авторства).

Быстрые изменения в информатике и в сознании пользователей заставили разработчиков перейти от методов «под ключ» к методам, получившим название управления разработкой динамических систем — DSDM. DSDM базируется на партнерстве заказчика и исполнителя, что похоже на взаимоотношения клиента с адвокатом, врачом, парикмахером (доверительные отношения в течение достаточно долгого срока).

Информатизация — процесс, а не цель. Она никогда не закончится, а следовательно, средства на нее должны выделяться постоянно. Типичная ошибка при разработке корпоративных информационных систем — желание решить все проблемы одним махом.

Заявления про «зарубежный подход», произносимые нашими начитавшимися переводной литературы соотечественниками, свято верящими, что за границей все лучше, удручают. Мы, например, в разных странах неоднократно беседовали с представителями отделов автоматизации и пользователями КИС и тем не менее не рискнули бы утверждать, что там все идет гладко и «большинство проблем на себя берет фирма-поставщик». Успешное внедрение КИС на предприятии — это совместный подвиг поставщика и заказчика (хоть на Западе, хоть у нас). Если бы решение проблем носило чисто технологический характер, то разве заканчивались бы так часто неудачей столь дорогостоящие проекты (напомним, что известная мировая статистика — 30% успешных внедрений против 70% неуспешных)?

Понравилась статья? Расскажите, не молчите!

Если вам понравилась эта публикация, то нажмите, пожалуйста, на кнопку от facebook, vkontakte, twitter или yandex — чтобы о статье узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны за поддержку нашей работы!